Чему и как учить?

      Величайшее заблуждение современности, что образование в России было хорошее.

Считается, что оно широкое и фундаментальное.

     Но, оказалось на поверку временем, что в СССР и России фундаментально учат несуразным догмам с возрастом несколько сот лет. В частности догма о вездесущности второго начала термодинамики привела к следующему:

      Решение Экономического совета Содружества Независимых Государств от 11 марта 2005 г. "Об Основных направлениях и принципах взаимодействия государств - участников Содружества Независимых Государств в области обеспечения топливной эффективности и энергосбережения" констатирует : «В  настоящее  время уровень энергоемкости ВВП в государствах  - участниках СНГ в 2-3 раза выше, чем в ведущих зарубежных странах

     Сегодня, с 2005г., отставание уже достиглдо величины в 6 раз!     В результате, мы, в России,  платим за отопление, электроэнергию, горячую воду и топливо для автомобилей в десять раз больше, чем следовало бы.

 

 

                 Из архива школьных сочинений на тему «когда я вырасту»:

                 Когда я вырасту, я стану министром и позакрываю все   

                       школы  нахрен, или буду обучать в узких рамках!
                                            А. Фурсенко.

ВВЕДЕНИЕ

К сожалению, Медведев и Фурсенко обсуждали оптимальное число учеников в классе, долю платного образования, величину и способ оплаты труда учителей и преподавателей, но если обучение не верное по смыслу и по технологии, то зачем платить зарплату, в том числе и А.А.Фурсенко и председателю Учебно Методологического Объединения (УМО по классическому университетскому образованию) – В.А.Садовничему?

Новый министр «образования» перешёл к мечте Фурсенко и решил прикрыть для начала бюджетное финасирование.

В России есть некое образование, которое называется УМО. Его возглавляет, но в нём не работает ректор МГУ В.А.Садовничий.

Каков смысл этого, с позволения сказать, УМО?

По сути – это цензура над университетскими программами обучения.

Нужен пример?

Пожалуйста:

Соавтор этой статьи закончил аспирантуру МГУ на физфаке, на кафедре ОФиВП. Прошёл предзащиту на кафедре, но началась перестройка и стало не до защиты – нужно было выживать.

Выжил, более того, создал действующий макет изотермического преобразователя теплоты окружающего воздуха в электрический постоянный ток, выступил на международной конференции и получил золотую медаль устроителей за демонстрацию макета во время выступления. Тематика такого преобразователя осталась в русле  аспирантской специальности – радиофизика и поняв, что России бестопливная энергетика не нужна, от нечего делать, решил автор этой статьи получить звание кандидата физ-мат наук и пришёл на кафедру Физфака МГУ, чтобы изменить название темы и определиться с руководителем.

Естественно, Андрей Фёдорович Александров, начальник отделения на физфаке МГУ не поверил в реализуемость изотермического преобразования. Тогда ему было предложено ответить на четыре вопроса и принять решение о реализуемости самостоятельно. Было задано три вопроса и было быстро получено на них три положительных ответа. После четвёртого вопроса наступила пауза и как в классическом варианте возник  вопрос на четвёртый вопрос: «Это что же получается, что второе начало термодинамики не верно?».

Пришлось уточнить, что не верна сложившаяся практика  расширенного применения второго начала, а там, для чего оно было создано изначально Клаузиусом (для кончика иглы идеальности газов) – оно это нечто – может признаваться, как должное.

Пауза продолжилась и потом прозвучала фраза: «В стенах этого факультета  не разрешит УМО критиковать сложившуюся практику применения второго начала. Нужно думать, как преподнести эту работу, чтобы сквозь неё не просвечивало неуважительное отношение к сложившейся практики расширенного применения второго начала».

Могу продолжить подобную тему описанием взаимодействия с деканом Энергомашиностроительного факультета МГТУ им. Н.Э.Баумана. Ему тема изотермического преобразования теплоты интересна. Декан понимает несуразность принятой методики преподавания термодинамики, обучает авторов этой статьи  методикам расчёта термодинамических циклов, выискивает ошибки в расчётах термодинамических циклов и рекомендует написать цикл лекций, которые он может своей волей разрешить к прочтению факультативно на факультете. При этом цикл лекций должен  называться «Занимательная термодинамика»,  в цикле не должна критиковаться практика расширенного применения второго начала, но содержание лекций может подводить студентов к пониманию того, что эта практика ошибочна. Просто изменить методику преподавания, например, полностью забыть про второе начало и законы идеального газа, но объяснить, как рассчитывать процессы по реальным теплофизическим свойствам газов – он не имеет право. УМО не разрешает.

Ниже приведен результат описанной выше методики преподавания в МГУ им. М.В.Ломоносова  и в МГТУ им.Н.Э.Баумана.

Решение Экономического совета Содружества Независимых Государств от 11 марта 2005 г. "Об Основных направлениях и принципах взаимодействия государств - участников Содружества Независимых Государств в области обеспечения энергоэффективности и энергосбережения" констатирует : «В  настоящее  время уровень энергоемкости ВВП в государствах  - участниках СНГ в 2-3 раза выше, чем в ведущих зарубежных странах

Мы все платим за отопление, горячую воду и электричество, топливо для автомобилей – как минимум в 3 раза больше, чем можно, а виноват в этом - Виктор Антонович Садовничий – руководитель УМО.

А если бы обучение наше соответствовало современному уровню развития наук за рубежом, то бюджет России был бы в 20 - 40 раз больше и бюджет образования тоже.

Вот она – прямая заинтересованность  в том, чтобы учить чему нужно и учить правильно и быстро.

1. Чему нужно учить?

      Если коротко, то учить нужно всем конкурирующим теориям и не парафинить мозги студентам одной теорией, одним мифом, зачастую - сомнительным и устаревшим на сотни лет.

      1.1. Допустим, что  в неких областях знаний существуют устоявшиеся теории, которые позволяют создать физико-математическую модель (социально-математическую модель, финансово-математическую модель).

        Допустим, что та точность прогноза последствий  (результата от нововведений в этих отраслях знаний),  которая обеспечивается  принятыми и устоявшимися теориями и методиками расчёта по традиционным моделям (результата от нововведений, иногда случающихся в этих отраслях знаний) – устраивает общество.

         В таком случае допустимо преподавать студентам только эту,  одну  устоявшуюся  теорию.

       1.2.  Если в некой области знаний не существует единой теории, позволяющей с высокой точностью рассчитывать параметры процессов и устройств;

        если в некой области знаний  конструирование социальных программ, приборов и процессов происходит на уровне искусства, методом проб и ошибок;

       если прогнозирование экономического результата экономических или социальных явлений осуществляют «эксперты», гадая на «кофейной гуще»,

  – значит в этих областях знаний нет базовых правильных теорий и тогда ученикам и студентам нужно сообщать сведения о всех (или главных – не менее трёх) существующих к настоящему времени теорий и следует при выпуске новых учебников, добавлять новые, появившиеся теории до тех пор, пока управление процессами в этой области не перейдёт из области гадания на «кофейной гуще»  «экспертами» (как в экономике) –  в область математически строгого обоснованного планирования и оценки ожидаемых результатов (как при проектировании систем связи).

      Если не обучать альтернативным теориям (по отношению к устоявшимся доктринам), то у студентов создаётся впечатление, что наука кончилась, раз всё уже сведено к единственным теориям, и потому притягательность научной деятельности отсутствует.

      Самым мерзким мифом, которому учат политиков (и альтернативных мнений не приводят) – это миф о том, что образование в России  и в СССР было фундаментальное и широкое и это-де хорошо!

    Хорошо ли это, когда студентов фундаментально учат опровергнутым жизнью и природой постулатам давности в несколько сот лет?  

Посмотрим на приведенную ниже гистограмму:

 

       На гистограмме, на территории России, есть только один столбик величиной с точку, на месте расположения Москвы. Известно, что Россия в области балета впереди планеты всей, а Большой Театр и балет – в Москве. Что остаётся для какадемико РАН с их очень научными публикациями?

      Почему не цитируются за рубежом работы наших какадемиков РАН? Академия большая и съедает на один десяток миллиардов долларов на своё содержание?!

       Российских академиков может цитировать только юморист.

       А кто из умных людей будет цитировать академиков, допустивших отставание по топливной эффективности экономики от развитых стран до 6 раз?

      В условиях такого отставания, из конкурентоспособных объектов, производимых в России, могут быть только те, что мы производим не руками и без затрат внешней энергии, а именно – наши дети, вернее, молодые девочки.

 

Примеры, известные автору, о том, где  нужно учить альтернативным теориям.

      Например, если бы второе начало термодинамики позволяло описать работу торнадо, формирования звёзд и их саморазогрев, формирование погоды с точностью больше, чем 40% (как сегодня), то можно было бы не учить альтернативным теориям, например, гравитационной термодинамике К.Э.Циолковского, а обучать, как сегодня, верованию во второе началао, как в основной закон физики.

     Нас учат закону Ньютона о том, что сила действия равна силе противодействия и не говорят о том, что сам Ньютон сомневался в этом.

      Сегодня известно, что Земля сама иногда ускоряет своё вращение и иногда замедляет. Указана причина этого, но  никто, не нащупал тоску опоры  от Архимеда, относительно которой и  прилагает внешний момент,  тормозящий или  ускоряющий вращение Земли. Результаты исследования опубликованы в журнале Geophysical Research Letters.

      Если бы детей не зомбировали безальтернативно законом Ньютона  и сообщали о том, что Ньютон сомневался в своём законе – давно бы были созданы летающие тарелки в которых тяга создаётся без отброса массы.

      Если бы было объяснение (в рамках теории большого взрыва) отсутствию фиолетового смещения у света галактик, которые движутся в нашу сторону, сокращая расстояние между нами (астрономы недавно обнаружили, что нам навстречу движется галактика), то можно было бы проповедовать только теорию большого взрыва. В рамках теории взрыва трудно объяснить разлёт продуктов большого взрыва  в одной плоскости (а не во все стороны). Очевидно, как минимум, нужно говорить о том, что существует альтернативная теория, согласно которой  вселенная есть, была и будет вечно, и что большого взрыва не было.

       Если бы экономика работала без кризисов – можно было бы не сомневаться, что спекуляция в непомерных размерах ценными бумагами, товарами, деньгами – не вредна и можно было бы не изучать другие теории, которые ставят под сомнение целесообразность присутствия в экономике спекулянтов на фондовой бирже, бирже валютной и товарной сырьевой бирже. Можно было бы не обсуждать теории оптимизации налогов, вплоть до отмены налоговой системы. Не обсуждать способы установления взаимоувязанных цен на услуги монополистов.  Реально экономистов обучают тому, что управлять экономикой нельзя, что кризисы обладают цикличностью  и можно  только гадать на «кофейной гуще» в ожидании того, что рынок всё расставит по местам.

     Кто из умных абитуриентов выберет экономический факультет?

     Вот и приходят туда (в экономику) те, кто думать и управлять будущим не умеют и боятся.

     Если бы демократия республиканская (читайте конституцию США и России) не выливалась в деспотию и в общество без обратных связей – можно было бы изучать в институте демократическое устройство общества и не обсуждать другие устройства общества, обеспечивающие обратную связь от народа к власти. Не нужно было бы противопоставлять демократии  монархию республиканскую (не путать с монархией конституционной – которая уже была и в некоторых странах существует сегодня, а монархии республиканской ещё не было ни разу).      Сегодня студентов зомбируют безальтернативностью демократии и кто из абитуриентов  идёт в социологию?   Только те, кто согласны принять это к сведению и не проявлять творческую активность.

      И не будет монархии республиканской никогда.

 – во-первых,  чтобы не дрогнул миф о ценности демократии,

– во-вторых, чтобы при монархии республиканской не  кончится произвол банкиров.

      Монарх захочет (и будет иметь возможность), так влиять на банкиров, чтобы не банкирам оставить накопленные обществом богатства, а  своему народу и  наследнику. И оставить  наследнику монарх захочет  умиротворённое государство с зажиточными гражданами, а не скопище нищих и богатых олигархов, которые имеют противоположные устремления.  Банкирам, которые сегодня реально правят миром,  хочется обогатиться и  обогатиться быстро, не обращая внимание на нищих и безработных, не обращая внимание на  неграмотных  граждан  и бездомных детей, (которых  становится всё больше).

 

2. Как учить?

      В СССР был накоплен опыт заочного образования. Человек, самостоятельно выполнивший домашние задания  в семестре – получал «отлично» на экзаменах. При переходе на очный с заочного - студент поддерживал статус отличника и получал приличную должность с приличной оплатой труда.

       Важнейший элемент всякого образовательного процесса - это доступность знаний. В престижных элитных школах занятия ведут доценты и профессора вузов. Таковыми являются многие гимназии на базе вузов, которые готовят себе и другим вузам будущих студентов. Но это формирует вопиющее неравенство учащихся, между теми, кто живёт в Москве или других крупных городах России, и теми, кто живёт в селе или маленьких районных центрах.

     Нужно включить в целевую программу «Образование» систему мероприятий по ВИДЕОЗАПИСИ УРОКОВ (познавательной части реальных уроков) на цифровые носители по всем предметам школьной (и не только школьной) программы.

     Учитывая опыт заочного образования, который наработан в СССР и может быть ещё не потерян, можно надеяться, что иностранцы вынуждены будут изучить русский язык, чтобы приобщиться к  прелагаемой в России методике обучения. Иностранцы станут приезжать в Россию, чтобы сдать очередную сессию и провести лабораторные работы. Появится новый вид туризма – туризм ради обучения (есть экстремальный туризм, сексуальный туризм, туризм для абортов,  лечения зубов, быстрой регистрации брака и т.д.).

    Далее, при  очном обучении – студент конспектирует монолог лектора.  Усваивать смысл речи студенту некогда – успеть бы записать, ибо многие из недалёких лекторов требуют наличие конспекта на  экзамене.

     Предлагается, в рамках модернизации школы - студентам выдавать лекционные материалы заранее, например, в виде  книжки (1/4 часть листа справа чистая - для пометок студента) с полным текстом лекций всех профессоров по всем курсам данного факультета. Тогда каждый студент может самостоятельно прочитать и изучить эти лекции. Он может тогда приходить в университет только для того, чтобы задавать вопросы профессорам, если что-то не понятно в лекции (кстати, можно задать вопрос и своему коллеге – студенту, который понял эту часть лекции). Студент будет приходить в ВУЗ не тренироваться в скорописи, а  делать лабораторные работы, сдавать практические задания, сдавать зачёты и экзамены. Сотни тысяч студентов тратят миллионы часов на конспектирование лекций вместо того, чтобы ДУМАТЬ.

    Или научить думать и обучаться в течение всей жизни – не цель высшей школы? 

      Нужно включить в целевую программу «Образование» систему мероприятий по созданию «ШКОЛЬНОГО» и «СТУДЕНЧЕСКОГО» образовательного ноутбука.

     Этот компьютер должен сочетать в себе некоторые элементы универсального компьютера, но должен иметь специфические программы для наполнения его лекциями по тематике обучения и возможностью корректировать студентом информацию в правой колонке текста лекции, оставляя там замечания и вопросы. Соответствующее программное обеспечение  должно обеспечить оперативность работы с текстом, удобно сохранять мнение студента и возникщие вопросы во время изучения базового материала. Во время  его контактов с преподавателем (а не формального присутсвия на лекции) - преподаватель  должен снимать  вопросы студента своими пояснениями.

     На экзамене «Отлично» будет получать студент, который нашёл неточности в тексте лекций и задал наибольшее число вопросов, не совпадающих с вопросами других студентов.

     Неточности в тексте лекций могут закладываться специально.

 Авторы:

Виноградов Ю.Е. Тряшина Л.С.

P.S.

     Есть разные типы туризма: исторический, природных заповедников, сексуальный, экстрим, для лечения зубов, для проведения абортов, для быстрого заключения и расторжения браков, для эфтаназии.

   Можно  представить идею туризма в Россию для получения диплома об образовании. Но образование должно быть хорошее, а не как сегодня!!!

     Допустим, что организовано дистанционное образование для любой специальности. Материалы курсов разных дисциплин должны быть на русском языке.

     Если материалы обнаружены в переводе на другие языки и на других сайтах - вся мощь государства должна быть направлена на то, чтобы наказать того, кто выложил на другом языке  материалы по преподаванию дисциплин.  Тиражирование материалов дистанционного обучения  на русском языке – не ограничивается! Для сдачи экзаменов по курсам обучения, проведения лабораторных работ и за получением диплома – ученик-студент – будет приезжать в Россию!

     С уверенностью можно утверждать, что через 10 лет Русский язык стал бы интернациональным! Уж больно дорого и узкоспециализировано  образование за рубежом!

      Что от предлагаемой модернизации образования  выиграло бы государство Российское?

  • сокращение затрат на очное образование (нужно было бы только лабораторные работы организовывать (в том числе для иностранцев)). Не нужно строить и содержать общежития в таком количестве – нужны гостиницы для тех, кто приехал сдавать сессию.
  • студенты из России и других государств  приезжали бы в Россию для проведения семинаров и лабораторных работ и во пребывания  в России тратили в России свои деньги!

      Во-вторых, сборы за проведение лабораторных работ, хотя бы и маленькие, но, если клиентов много - могут окупить всю систему образования;

       В третьих, изменилось бы отношение в мире к России, ибо однообразие знаний, полученных при обучении гражданами разных стран,  помогает преодолеть любые разногласия. Исследования говорят, что значительная доля вымыслов о России присутствует в понимании социального устройства России гражданами разных стран. 

      Сегодня Россия, для популяризации своей страны  и устранения этих домыслов создаёт и содержит за деньги налогоплательщиков радиостанции на иностранных языках, а толку чуть!

      Нас продолжают не любить, (ни в России - правительсто, ни за границей). Даже в Финляндии не отдают нашей матери её ребёнка.

Конструктор сайтов - uCoz