Чему и как учить?

Из архива школьных сочинений на тему «когда я вырасту»:

Когда я вырасту, я стану министром и позакрываю все школы нахрен, или буду обучать в узких рамках!
                                            А. Фурсенко.

    Реформа образования.  Чему и как учить.

 

     К сожалению, Медведев и Фурсенко обсуждают оптимальное число учеников в классе, долю платного образования, величину и способ оплаты труда учителей и преподавателей, но если обучение не верное по смыслу и по технологии, то зачем платить зарплату, в том числе и А.А.Фурсенко и председателю Учебно Методологического Объединения (УМО по классическому университетскому образованию) – В.А.Садовничему?

      В России есть некое образование, которое называется УМО. Его возглавляет, но в нём не работает ректор МГУ В.А.Садовничий.

Каков смысл этого, с позволения сказать, УМО?

      По сути – это цензура над университетскими программами обучения.

    Нужен пример?  Пожалуйста:

    Соавтор этой статьи закончил аспирантуру МГУ на физфаке, на кафедре ОФиВП. Прошёл предзащиту на кафедре, но началась перестройка и стало не до защиты – нужно было выживать.

      Выжил, более того, создал действующий макет изотермического преобразователя теплоты окружающего воздуха в электрический постоянный ток, выступил на международной конференции и получил золотую медаль устроителей за демонстрацию макета во время выступления. Тематика такого преобразователя осталась в русле  аспирантской специальности – радиофизика и поняв, что России бестопливная энергетика не нужна, от нечего делать, решил автор этой статьи получить звание кандидата физ-мат наук и пришёл на кафедру Физфака МГУ, чтобы изменить название темы и определиться с руководителем.

       Естественно, Андрей Фёдорович Александров, начальник отделения на физфаке МГУ не поверил в реализуемость изотермического преобразования. Тогда ему было предложено ответить на четыре вопроса и принять решение о реализуемости самостоятельно. Было задано три вопроса и было быстро получено на них три положительных ответа. После четвёртого вопроса наступила пауза и как в классическом варианте возник  вопрос на четвёртый вопрос: «Это что же получается, что второе начало термодинамики не верно?».

      Пришлось уточнить, что не верна сложившаяся практика  расширенного применения второго начала, а там, для чего оно было создано изначально Клаузиусом (для кончика иглы идеальности газов) – оно это нечто – может признаваться, как должное.

     Пауза продолжилась и потом прозвучала фраза: «В стенах этого факультета  не разрешит УМО критиковать сложившуюся практику применения второго начала. Нужно думать, как преподнести эту работу, чтобы сквозь неё не просвечивало неуважительное отношение к сложившейся практики расширенного применения второго начала».

      Могу продолжить подобную тему описанием взаимодействия с деканом Энергомашиностроительного факультета МГТУ им. Н.Э.Баумана. Ему тема изотермического преобразования теплоты интересна. Декан понимает несуразность принятой методики преподавания термодинамики, обучает авторов этой статьи  методикам расчёта термодинамических циклов, выискивает ошибки в расчётах термодинамических циклов и рекомендует написать цикл лекций, которые он может своей волей разрешить к прочтению факультативно на факультете. При этом цикл лекций должен  называться «Занимательная термодинамика»,  в цикле не должна критиковаться практика расширенного применения второго начала, но содержание лекций может подводить студентов к пониманию того, что эта практика ошибочна. Просто изменить методику преподавания, например, полностью забыть про второе начало и законы идеального газа, но объяснить, как рассчитывать процессы по реальным теплофизическим свойствам газов – он не имеет право. УМО не разрешает.

      Ниже приведен результат описанной выше методики преподавания в МГУ им. М.В.Ломоносова  и в МГТУ им.Н.Э.Баумана.

      Решение Экономического совета Содружества Независимых Государств от 11 марта 2005 г. "Об Основных направлениях и принципах взаимодействия государств - участников Содружества Независимых Государств в области обеспечения энергоэффективности и энергосбережения" констатирует : «В  настоящее  время уровень энергоемкости ВВП в государствах  - участниках СНГ в 2-3 раза выше, чем в ведущих зарубежных странах

     Мы все платим за отопление, горячую воду и электричество, топливо для автомобилей – как минимум в 3 раза больше, чем можно, а виноват в этом - Виктор Антонович Садовничий – руководитель УМО.

                     Итак,

                         1. Чему нужно учить?

       1.1. Допустим, что  в неких областях знаний существуют устоявшиеся теории, которые позволяют создать физико-математическую модель (социально-математическую модель, финансово-математическую модель). Допустим, что та точность прогноза последствий  (результата от нововведений в этих отраслях знаний),  которая обеспечивается  принятыми и устоявшимися теориями и методиками расчёта по традиционным моделям (результата от нововведений, иногда случающихся в этих отраслях знаний) – устраивает общество.

      В таком случае допустимо преподавать студентам только эти, устоявшиеся теории.

      1.2.  Если в некой области знаний не существует единой теории, позволяющей с высокой точностью рассчитывать параметры процессов и устройств, если в некой области знаний конструирование социальных программ, приборов и процессов происходит на уровне искусства, методом проб и ошибок, если прогнозирование экономического результата экономических или социальных явлений осуществляют «эксперты», гадая на «кофейной гуще»  – значит в этих областях знаний нет базовых правильных теорий и тогда ученикам и студентам нужно сообщать сведения о всех (или главных – не менее трёх) существующих к настоящему времени теорий и следует при выпуске новых учебников, добавлять новые, появившиеся теории до тех пор, пока управление процессами в этой области не перейдёт из области гадания на «кофейной гуще»  «экспертами» (как в экономике) –  в область математически строгого обоснованного планирования и оценки ожидаемых результатов (как при проектировании систем связи).

      Если не обучать альтернативным теориям (по отношению к устоявшимся доктринам), то у студентов создаётся впечатление, что наука кончилась, раз всё уже сведено к единственным теориям, и потому притягательность научной деятельности отсутствует. Это привело к тому, что: - Российская Академия Наук и большинство институтов прикладных наук  превратилась в полигон для геронтологов. По коридорам отделений ходят тени стариков и старушек;

- научные издания РАН печатают новые сведения, но об хорошо известных процессах,  спорные статьи не печатаются;

- поскольку изданиями РАН и ВАК печатаются только статьи об известных процессах – в зарубежной печати не цитируются работы членов РАН и работы из журналов ВАК-овских.  Приведена гистограмма распределения по поверхности Земли цитируемых за рубежом авторов . 

 

      Почему нужно ориентироваться на цитирование за рубежом и не верить агентству по цитированию, созданному в РАН?   Кто кроме академиков РАН и зарубежных юмористов станет цитировать работы академиков РАН, допустивших отставание в топливной эффективности экономики России в 6 раз?  Потому и нужно ориентироваться на иностранное агентство по цитированию наших авторов за рубежом в научных, а не юмористических целях.

      Например, если бы второе начало термодинамики позволяло описать работу торнадо, формирования звёзд и их саморазогрев, формирование погоды с точностью больше, чем 40% (как сегодня), то можно было бы не учить альтернативным теориям, например, гравитационной термодинамике К.Э.Циолковского.

    Если бы было объяснение в рамках большого взрыва отсутствию фиолетового смещения у света галактик, которые движутся в нашу сторону, сокращая расстояние между нами и движущейся галактикой, то можно было бы не говорить о том, что существует альтернативная теория, согласно которой  вселенная есть была и будет вечно и что большого взрыва не было.

     Если бы экономика работала без кризисов – можно было бы не сомневаться, что спекуляция в непомерных размерах ценными бумагами, товарами, деньгами – не вредна и можно было бы не изучать другие теории, которые ставят под сомнение целесообразность присутствия в экономике спекулянтов на фондовой бирже, бирже валютной и товарно сырьевой бирже. Можно было бы не обсуждать теории оптимизации налогов, вплоть до отмены налоговой системы. Реально экономистов обучают тому, что ничего с экономикой сделать нельзя и можно  только гадать на «кофейной гуще» в ожидании того, что рынок всё расставит по местам. Кто из умных абитуриентов выберет экономический факультет?

       Если бы демократия республиканская (читайте конституцию США и России) не выливалась в деспотию и в общество без обратных связей – можно было бы изучать в институте демократическое устройство общества и не обсуждать другие устройства общества, обеспечивающие обратную связь от народа к власти. Не нужно было бы противопоставлять демократии  монархию республиканскую (не путать с монархией конституционной – которая уже была и в некоторых странах существует сегодня, а монархии республиканской ещё не было ни разу).

     Сегодня студентов зомбируют безальтернативностью демократии и кто из абитуриентов  идёт в социологию? Только те, кто согласны принять это к сведению и не проявлять творческую активность.

       И не будет монархии республиканской никогда – во-первых, не подвергается сомнению ценность демократии, во-вторых, при монархии республиканской  кончится произвол банкиров потому, что монарх захочет и будет иметь возможность, так влиять на банкиров, чтобы не банкирам оставить накопленные обществом богатства, а  своему приемнику – наследнику – оставить умиротворённое государство с зажиточными гражданами.

    А банкирам, которые сегодня реально правят миром,  этого, почему-то, не хочется.

                            2. Как учить?

      В СССР был накоплен опыт заочного образования. Человек, самостоятельно выполнивший домашние задания  – получал «отлично» на экзаменах и сдавал экзамены на «отлично», полученными знаниями, даже при переходе с заочного на очный  факультет.

     Важнейший элемент всякого образовательного процесса - это доступность знаний. В престижных элитных школах занятия ведут доценты и профессора вузов. Таковыми являются многие гимназии на базе вузов, которые готовят себе и другим вузам будущих студентов. Но это формирует вопиющее неравенство учащихся, между теми, кто живёт в Москве или других крупных городах России, и теми, кто живёт в селе или маленьких районных центрах.

     Нужно включить в целевую программу «Образование» систему мероприятий по ВИДЕОЗАПИСИ УРОКОВ (познавательной части реальных уроков) на цифровые носители по всем предметам школьной (и не только школьной) программы.

     Учитывая опыт заочного образования, который наработан в СССР и может быть ещё не потерян, можно надеяться, что иностранцы вынуждены будут изучить русский язык, чтобы приобщиться к  прелагаемой в России методике обучения. Иностранцы станут приезжать в Россию, чтобы сдать очередную сессию и провести лабораторные работы. Появится новый вид туризма – туризм ради обучения (есть экстремальный туризм, сексуальный туризм, туризм для абортов,  лечения зубов, быстрой регистрации брака и т.д.).

     Далее, при  очном обучении – студент конспектирует монолог лектора. Усваивать смысл речи студенту некогда – успеть бы записать, ибо многие из недалёких лекторов требуют наличие конспекта на  экзамене.

      Предлагается, в рамках модернизации школы - студентам выдавать лекционные материалы заранее, например, в виде  книжки (1/4 часть листа справа чистая - для пометок студента) с полным текстом лекций всех профессоров по всем курсам данного факультета. Тогда каждый студент может самостоятельно прочитать и изучить эти лекции. Он может тогда приходить в университет только для того, чтобы задавать вопросы профессорам, если что-то не понятно в лекции (кстати, можно задать вопрос и своему коллеге – студенту, который понял эту часть лекции). Студент будет приходить в ВУЗ не тренироваться в скорописи, а  делать лабораторные работы, сдавать практические задания, сдавать зачёты и экзамены. Сотни тысяч студентов тратят миллионы часов на конспектирование лекций вместо того, чтобы ДУМАТЬ.

Или научить думать и обучаться в течение всей жизни – не цель высшей школы? 

      Нужно включить в целевую программу «Образование» систему мероприятий по созданию «ШКОЛЬНОГО» и «СТУДЕНЧЕСКОГО» образовательного ноутбука.

     Этот компьютер должен сочетать в себе некоторые элементы универсального компьютера, но должен иметь специфические программы для наполнения его лекциями по тематике обучения и возможностью корректировать студентом информацию в правой колонке текста лекции, оставляя там замечания и вопросы, программа должна обеспечить оперативно работать с текстом повода для вопроса и вопросами студента, во время  его контактов с преподавателем.

     На экзамене «Отлично» будет получать студент, который           нашёл неточности в тексте лекций и задал наибольшее число вопросов, не совпадающих с вопросами других студентов.

Неточности в тексте лекций могут закладываться специально.

Виноградов Ю.Е. Тряшина Л.С.

P.S.

      Есть разные типы туризма: исторический, природных заповедников, сексуальный, экстрим, для лечения зубов, для проведения абортов, для быстрого заключения и расторжения браков.

     Можно  представить идею туризма в Россию для получения диплома об образовании.

     Допустим, что организовано дистанционное образование для любой специальности. Материалы курсов разных дисциплин должны быть на русском языке.

     Если материалы обнаружены в переводе на другие языки и на других сайтах - вся мощь государства должна быть направлена на то, чтобы наказать того, кто выложил на другом языке Ваши материалы.  Тиражирование материалов дистанционного обучения  на русском языке – не ограничивается! Для сдачи экзаменов по курсам обучения, проведения лабораторных работ и получением диплома – ученик-студент – будет приезжать в Россию!

    С уверенностью можно утверждать, что через 10 лет русский язык стал бы интернациональным! Уж больно дорого и узко специализированно  образование за рубежом.

      Что от этого выиграло бы государство Российское?

      Во-первых, сокращение затрат на очное образование (нужно было бы только лабораторные работы организовывать (в том числе для иностранцев)).

      Студенты из России и других государств  приезжали бы в Россию для проведения семинаров и лабораторных работ и месяц тратили в России свои деньги!

      Во-вторых, сборы за проведение лабораторных работ, хотя бы и маленькие, но, если клиентов много - могут окупить всю систему образования;

      В третьих, изменилось бы отношение в мире к России, ибо однообразие знаний, полученных при обучении гражданами разных стран,  помогает преодолеть любые разногласия. Исследования говорят, что значительная доля вымыслов о России присутствует в понимании социального устройства России гражданами разных стран. 

     Сегодня Россия, для популяризации своей страны  создаёт и содержит за деньги налогоплательщиков радиостанции на иностранных языках, а толку чуть!

******

Нижеприведенная информация дана для того, чтобы редакция могла позвонить и спросить о приведенных фактах.

Андрей Фёдорович Александров (тел.9392574), начальник отделения на физфаке.

Декан Энергомашиностроительного факультета МГТУ им. Н.Э.Баумана, Игорь Георгиевич Суровцев. Тел. 261-9495.

 



Конструктор сайтов - uCoz